18.08.2020

Какие типы бизнес-процессов существуют?

Имея уникальное предназначение и основные задачи, бизнес-процессы заметно различаются между собой. Именно эту разницу следует принимать во внимание, стараясь систематизировать деятельность предприятия. Поэтому для лучшего результата нужно разобрать все различия между процессами, а также их особенности.

Основные 4 типа Бизнес-просса

Основные процессы

Данная категория представляет собой процессы, связанные между собой и нацеленные на удовлетворение интересов клиента. Например, для производственных предприятий основными процессами будут задачи, начинающиеся с закупки ресурсов и заканчивающиеся доставкой товара покупателю. 

О качестве основных процессов можно судить по отзывам клиентов и их впечатлениям. При этом стоит помнить, что каждая компания имеет собственную последовательность процессов этого типа. Например, если составить приблизительную картину для производственного предприятия, можно выделить следующие процессы: 

  • покупка материалов изготовления; 
  • выпуск продукции с конвейера; 
  • рекламная деятельность и распространение информации; 
  • маркетинг – работа с продажами. 

При правильно выполненных маркетинговых задачах отмечается рост числа клиентов, заинтересованных в продукции предприятия, в связи с чем появляются другие процессы – доставка, гарантийное обслуживание, дополнительные услуги.  

Обеспечивающие процессы

Особенностью данной категории является тот факт, что они предназначены для внутренних клиентов. Иными словами, они не предназначены для прямого взаимодействия с потребителем – они необходимы для сотрудников компании. Все продукты и услуги, являющиеся результатами этих процессов, остаются внутри предприятия. 

Подобные процессы могут быть направлены на снабжение определенных отделов внутри компании, обмен материалами или производство специальных продуктов для работы специалистов. К примеру, некоторые отделы могут выступать в роли поставщиков, а другие отделы того же предприятия могут становиться клиентами. 

Данный тип отношений можно наблюдать в бухгалтерском деле, юридическом обеспечении, IT-отделах и других областях работы. Общая задача обеспечивающих процессов – поддерживать стабильную работу и выпуск продукции. Число таких операций может быть таким же, как и количество основных процессов. Влияние этих процедур на потребителя расценивается как косвенное.   

Процессы развития

Первая категория (основная) приносила результат в форме товаров, предназначенных для клиентов. Третья категория дает результат в виде продукта, необходимого для развития или улучшения работы компании. Такие продукты могут влиять на скорость выполнения операций, повышение продаж, снижение трудовых затрат, оптимизацию расходов. 

Данная работа оплачивается средствами компании и акционеров – в нее вкладываются деньги инвесторов. Все риски, связанные с данными процессами, оцениваются специалистами, после чего принимается решение о выделении средств на выполнение работ. Получается, что предприятие инвестирует в них собственные деньги. При этом активы могут быть нематериальными или материальными: 

  • новые бренды или марки товаров; 
  • дополнительные представительства и филиалы в других городах; 
  • формирование новых областей работы; 
  • диверсификация; 
  • интеграция новых систем управления, планирования или организации. 

Основной задачей таких процессов является повышение продуктивности компании. Важно помнить, что основные процессы осуществляются на средства клиента, которые он отдает за товар, в то время как процессы развития обеспечиваются за счет средств самого предприятия или инвесторов.

Процессы управления

Данная категория отличается от всех, перечисленных выше, поскольку не является производственной – она не связана с выпуском продуктов или услуг. Однако без них невозможно дальнейшее движение работы. 

Для каждого из перечисленных ранее типов процессов имеется собственная категория управленческих операций. При этом структура каждой из них строится по общей схеме. Различия между ними заключаются только в содержании или назначении. 

Все процессы управления, вне зависимости от области осуществления и функциональности, состоят из следующих элементов: 

  • определение задач, назначение целей; 
  • составление планов; 
  • мониторинг целевых показателей; 
  • анализ данных, указывающих на состояние системы. 

Последний пункт необходим для постоянного отслеживания состояния всей системы управления и принятия важных решений для ее улучшения. 

При этом процессы развития часто имеют сходство с проектами, поскольку они не осуществляются постоянно, а выполняются единожды. Однако управление является длительным и часто цикличным процессом, требующим соответствующего подхода. 

 Необходимо помнить, что основу каждого проекта составляет несколько процессов, зачастую их число доходит до 12-15. Поэтому, говоря о процессах развития и управления, следует понимать, что все задачи по своей сути являются проектами, на реализацию которых и нацелены процессы.   

Порядок работы над процессами

Теперь когда вы знаете, какие процессы бывают, самое время выделить их в своей компании. Но прежде — несколько принципов и правил.Сначала нужно определить приоритеты.В компании процессов — много. Работа над бизнес-процессами трудоемкая!Если взяться сразу за все, увязните. Особенно если не следовать...


Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies